потребительский рынок чат-ботов с искусственным интеллектом развивается очень быстро, всё больше людей взаимодействуют с ИИ различными способами.
например, ChatGPT в конце 2022 года стал самым используемым ии-ботом и с тех пор продолжает набирать популярность, в настоящее время у сервиса более 700 миллионов пользователей в неделю.
недавно проведённое масштабное исследование — How People Use ChatGPT (как люди используют ChatGPT) — специалистами OpenAI совместно с экономистом Гарварда, Дэвидом Демингом выясняло тенденции использования ии-ботов.
база исследования включает автоматизированный анализ 1,5 миллиона обезличенных сообщений пользователей, охватывающий период с 2024 по 2025 год. исследование фокусировалось на пользовательских взаимодействиях в рамках потребительских тарифных планов.
в ходе исследования выяснилось, что люди всё реже обращаются к чат-боту по работе и всё чаще используют его в личных целях. если летом 2024 года рабочие и личные запросы делились примерно поровну, то к июню 2025 года «бытовые» темы заняли 73%. но у более образованных пользователей и профессионалов выше доля «рабочих» сценариев, нежели «бытовых».
преобладают три темы запросов: практическое руководство, поиск информации и написание текстов — вместе около 3/4 всех диалогов.
анализ типов коммуникации показывает следующее распределение: вопросы и советы занимают лидирующую позицию — почти половина (49%) всех взаимодействий — люди активно ищут информацию, рабочие задачи составляют около 40% общения, самовыражение занимает примерно 11% сообщений — этот тип важен для личностного развития и эмоциональной связи между людьми.
также исследователи изучили имена пользователей, чтобы определить, как мужчины и женщины взаимодействовали с чат-ботом в течение определённого времени. в январе 2024 года 37% пользователей ChatGPT были женщинами. к июлю 2025 года этот показатель вырос до 52%. исследование также показало, что почти половина разговоров приходится на молодых людей (от 18 до 25 лет).
обнаружилось, что с момента запуска инструмента использование ChatGPT значительно расширилось, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода. по данным OpenAI, к маю 2025 года в странах с самым низким уровнем дохода использование ChatGPT было более чем в четыре раза выше, чем в странах с самым высоким уровнем дохода. в связи с этим, бесплатная версия ChatGPT получила различные функции, которые ранее были доступны только в платной подписке.
исследование резюмировало: преобладание тем «практические советы/поиск информации/письмо» показывает, что главная ценность моделей сейчас — поддержка решений и подготовка черновиков, а не замещение труда целиком.