ДНК-тесты позволяют понять, каким был древний человек: рост, вес, цвет глаз и волос. теоретически можно даже воссоздать его образ. но можем ли мы представить, что можно увидеть выражение его лица, его мимику, эмоции?
именно это и сделали учёные из Сербии с помощью игрового движка Unreal Engine и инструмента MetaHuman Creator* от компании Epic Games. учёным удалось реконструировать лицо и мимику шамана, жившего 10 тыс. лет назад. останки шамана были обнаружены в поселении Лепенски Вир в Восточной Сербии. шаманом этого древнего человека прозвали из-за необычной позы лотоса со скрещёнными ногами, в которой он был найден. по скелету команда экспертов смогла определить его рост, вес и даже то, что он питался преимущественно морепродуктами.
на первом этапе исследователи воссоздали 3D-модель черепа — учёные сделали несколько сотен снимков черепа и импортировали их в приложение RealityCapture, оно склеило их в виртуальную модель, которую распечатали на 3D-принтере. судмедэксперт с помощью модели черепа и данных о весе, этнической принадлежности и возрасте воссоздал слои мышц и кожи.
после MetaHuman Creator отсканировал полученную модель, реконструированный облик сопоставили с базой образцов. на выходе учёные получили подробную модель древнего человека с анимацией лицевых мышц. с помощью цифровой модели исследователи изготовили физическую копию. а 3D-модель дополнительно анимировали с помощью инструментов MetaHuman.
готовую работу представили на выставке Dubai Expo 2020. с физической моделью можно было ознакомиться на стенде, а цифровую модель каждый посетитель мог самостоятельно анимировать с помощью iPhone, который захватывал мимику пользователя и транслировал её на модель.
*MetaHuman Creator позволяет любому за считанные минуты создавать уникальных цифровых людей высокой точности на основе базы данных сканированных данных.