вертикальная экосистема — это цепочка предпродажных и послепродажных сервисов, которые дополняют основной продукт компании. она позволяет укрепить лояльность пользователей, улучшить пользовательский опыт и увеличить средний доход на пользователя.

например, чтобы упростить путь клиента и увеличить прибыль, авиакомпании предлагают дополнительные сервисы — поиск и бронирование турпакетов, бронирование такси и сопровождение в аэропорту. клиенты тратят деньги и время на каждом этапе, но компании предлагают сделать всё это вместе с ними. таким образом авиакомпании строят вертикальную экосистему сервисов, дополняющих ключевой продукт.

другой пример — гипермаркет стройматериалов «Петрович», который выстроил цепочку сервисов от поставщиков товара, дизайнеров и мастеров до финальной уборки. и тем самым объединил конечных заказчиков, строителей и профессионалов. эта экосистема собрала в одном универсальном приложении функции покупки, оплаты банковскими и бонусными картами, службы поддержки, доставки товаров и возврата.